Кто виноват и что делать в ситуации сокращения поставок российских минеральных удобрений на мировой рынок – на эти вопросы каждая из стран, которая их потребляет, теперь будет отвечать по-своему.
Правительства некоторых стран, замыслившие поиграть в антироссийские санкции, очевидно столкнулись с последствиями, которые никак не прогнозировались в такой области, как глобальная продовольственная безопасность. Решение применить рестрикции в отношении ряда юридических и физических лиц, играющих ключевую роль в производстве минеральных удобрений в России, нарушило потоки экспорта множества товаров, в том числе азотных, фосфорных и калийных удобрений, и соответственно создало риски существенного недобора урожая для огромного количества государств.
Россия поставляла до начала СВО на Украине около 23 % мирового объема аммиака и 46 % аммиачной селитры. По данным международной ассоциации удобрений IFA, из-за перебоев в торговле из России было недопоставлено в текущем году 14 % мировых объемов карбамида, 11 % фосфатов и 21 % объемов калийных удобрений.
Чиновники из западных министерств, принявшие решения о санкциях, играют с огнем. Санкционная война никак не облегчила доступ стран, особо нуждающихся в минеральных удобрениях, к альтернативным источникам их импорта. Сократившиеся поставки удобрений из России, несмотря на значительные объемы, кажется, никак не озаботили страны Европы и Латинской Америки. Только в США приняты меры, которые призваны защитить сельхозтоваропроизводителей, остальные государства реагируют на дефицит удобрений совершенно парадоксально: нет удобрений – значит следует сократить их потребление.
С марта текущего года данные по объему экспорта российских минеральных удобрений из России закрыты, но по открытым источникам известно, что в 2020 г. в России было произведено 24,9 млн т (в пересчете на 100 % питательных веществ), минеральных удобрений, из этого количества на экспорт было поставлено 16,59 млн тонн. По подсчетам аналитиков IFPRI, основанным на данных стран-импортеров российских удобрений, поставки хлорида калия за восемь месяцев 2022 г. сократились на 16,5 %, карбамида (мочевина, удобрение, содержащее 46 % азота) — на 22,8 %. В значительных количествах снизился импорт аммиака из России из-за закрытия аммиакопровода Тольятти-Одесса.
Вот как отреагировала на слом устоявшейся логистики Бразилия. В марте здесь запущен национальный план по удобрениям, направленный на снижение зависимости страны от импорта удобрений с 85 % до примерно 45 % к 2050 году.
Евросоюз также в марте опубликовал сообщение «Обеспечение продовольственной безопасности и повышение устойчивости продовольственных систем», в котором черным по белому сказано, что действующие соглашения о свободной торговле должны способствовать замещению импорта калия и фосфатов из России и Беларуси. Комиссия призывает фермеров уделять приоритетное внимание эффективному использованию удобрений и сокращать их использование с помощью таких методов, как точное и органическое земледелие и агроэкология.
И только в США к импортозамещению подошли масштабно и традиционно по-деловому. Чтобы справиться с растущими расходами фермеров на удобрения, правительство США заявило, что поддержит дополнительное производство удобрений внутри страны. Для этих целей Министерство сельского хозяйства США выделит 250 миллионов долларов в рамках новой программы для поддержки независимого, инновационного и устойчивого производства удобрений. «Недавние сбои в цепочке поставок…показали, насколько важно инвестировать в это важнейшее звено в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции у нас дома», – отметил министр сельского хозяйства США Том Вилсак.
Эти меры – показательный вектор развития мирового рынка удобрений. Они являются косвенным, впрямую не анонсированным ангажементом для стран-инициаторов санкций продолжать серию спектаклей с мнимой заботой о странах, нуждающихся в минеральных удобрениях и продовольственной помощи. На деле правительства ведущих мировых держав не готовы что-либо менять в механизмах исполнения санкций и таким образом не намерены обеспечить свободный доступ российских удобрений на мировой рынок.
Вместе с тем показательны и ответные шаги России. Несмотря на снижение объемов экспорта, правительство РФ планирует ввести с 1 января 2023 г. экспортные пошлины на минеральные удобрения.
Делается это в целях защиты внутреннего рынка и недопущения дефицита в обеспечении российских аграриев удобрениями.
Валерий Теплов