В одном из номеров журнала «Актуальные агросистемы» мы говорили об общей ситуации в производстве тракторов в Российской Федерации, в частности о выпускаемой отечественными тракторными заводами продукции и состоянии тракторного парка АПК. Однако очень важным моментом в формировании тракторного парка любого агропредприятия, будь то крупный агрохолдинг или небольшое коллективное хозяйство, является наличие в нем как тракторов общего назначения, так и универсально-пропашных.
Главное отличие трактора универсально-пропашного от трактора общего назначения (независимо, будет ли это колесный или гусеничный) заключается в том, что он способен выполнять полевые работы в течение всего периода вегетации растений.
Универсально-пропашные тракторы, выполненные по «классической» схеме, при которой кабина трактора смещена ближе к заднему мосту, а размер передних управляемых колес значительно меньше задних, получили широкое распространение во всем мире. Однако у таких тракторов есть серьезные изъяны:
– недостаточная продольная устойчивость трактора «классической» схемы при его агрегатировании с навесными сельскохозяйственными машинами, которые на разворотной полосе необходимо поднять и привести в транспортное положение. В ряде случаев трактор теряет управляемость и без балластирования переднего моста работать не может;
– отсутствие на тракторе свободного пространства для монтажа технологического оборудования или емкостей большого объема. Установка таких емкостей слева и справа от двигателя на специальных кронштейнах трактора «классической» схемы приводит к значительному ухудшению обзорности, дополнительной нагрузке на управляемые колеса, возможной перегрузке передних шин, затруднению технического обслуживания агрегатов двигателя, нарушению техники безопасности и повышенной трудоемкости монтажа и демонтажа емкостей;
– теоретически возможно, а практически недопустимо агрегатирование на передней навесной системе трактора «классической» схемы сельскохозяйственных машин, в том числе и с приводом от ВОМ, так как это значительно перегружает передние колеса, ведет к образованию глубокой колеи и переуплотнению почвы по колее.
В настоящее время многими ведущими мировыми тракторостроительными фирмами ведутся работы по созданию моделей тракторов новой компоновочной схемы – с колесами одинакового размера, с измененной развесовкой и смещением кабины в середину колесной базы энергосредства. Особенно это просматривается в конструкциях универсально-пропашных тракторов мощностью свыше 100 л. с. Измененная компоновка обеспечивает ряд преимуществ:
– увеличиваются размеры передних колес;
– увеличивается доля массы трактора, приходящейся на передний мост с целью улучшения продольной устойчивости и повышения степени участия переднего ведущего моста в создании касательной силы тяги трактора;
– кабина смещается вперед как с целью изменения развесовки, так и с целью освобождения пространства над задней осью для размещения технологического оборудования и емкостей для подкормок и химической защиты растений;
– в дополнительные опции включаются переднее навесное устройство и передний ВОМ.
Большинство моделей универсально-пропашных тракторов продолжает выпускаться по схеме с передними колесами меньшего размера, что обусловлено налаженным производством, запатентованными техническими решениями и стабильным спросом на продукцию, а вот на тракторах зарубежного производства в сравнении с предшествующими моделями существенно возрастают размеры передних колес, они приближаются по размеру к задним и имеют одинаковую с ними ширину. На ряде моделей тракторов с распределением массы по мостам 50 % на 50 % кабина располагается по центру.
В последние годы наблюдается тенденция широкого внедрения прогрессивных индустриальных технологий возделывания сельскохозяйственных культур с применением комбинированных широкозахватных агрегатов, выполняющих за один проход несколько технологических операций – подготовку почвы под посев, посев зерновых культур с внесением удобрений, внесение гербицидов с одновременной их заделкой в почву. Внедрение таких агрегатов позволяет за счет увеличения ширины захвата и совмещения операций существенно повысить производительность, снизить затраты труда, количество энергии на единицу получаемой продукции. Однако такие агрегаты нельзя применять при выращивании пропашных культур, в период вегетации которых требуется проводить операции по междурядным обработкам. При движении по междурядью на растения не должно оказываться механическое воздействие.
Для работ на посевах пропашных культур требуется энергетика достаточной мощности, в то же время нужны машины, обладающие возможностью проезда в различных по величине междурядьях. Колея энергосредства и характеристика движителей определяют первоочередное требование к универсально-пропашному трактору.
Следующим является требование к компоновочной схеме. Универсально-пропашной трактор не может быть выполнен по схеме с ломающейся рамой (сочлененные полурамы). Применение такой схемы исключено по причине кинематики агрегата при управлении им во время движения в междурядьях растений.
Анализ технических параметров тракторов, выпускаемых отечественными заводами, позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации в настоящее время полностью отсутствует производство универсально-пропашных тракторов. Главной причиной такого положения является отсутствие государственного заказчика на данную продукцию. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время не выполняет функцию заказчика. Нет механизма, по которому Минсельхоз мог бы требовать от Минпромторга производить ту продукцию, которая необходима аграрному сектору. Этот тезис подтверждается фактом, что еще 14 апреля 2017 года Минсельхоз РФ согласовал ООО «УралИжТрак» технические условия на трактор универсально-пропашной ЛТИ-162.5, но прошло уже 4 года, а воз и ныне там. Ижевское предприятие по-прежнему борется за реализацию проекта государственной значимости по строительству единственного в Российской Федерации завода по выпуску универсально-пропашного трактора класса 2, локализация производства которого на сегодняшний день может составить около 90 %.
ООО «УралИжТрак» пытается возобновить отечественное производство универсально-пропашного трактора, выполненного не по «классической», а по «интегральной» компоновочной схеме. Что понимается под определением универсально-пропашной трактор «интегральной» схемы? Сумма принципиально новых отличительных качеств (принципов), расширяющих технологические возможности его применения в различных сферах деятельности:
– развесовка трактора в статике распределяется в пропорции 60 % на передний и 40 % – на задний мост энергосредства, что в динамике, при возникновении тягового усилия, равномерно перераспределяет нагрузки по мостам, увеличивая силу тяги;
– компоновка трактора не требует балластировки с целью сохранения управляемости при работе с навесными сельскохозяйственными машинами;
– трактор оборудован передней и задней гидравлическими навесными системами;
– колеса трактора имеют одинаковый размер;
– валы отбора мощности для привода различного технологического оборудования располагаются спереди, сзади и сбоку;
– кабина трактора располагается по центру, между мостами, и обеспечивает возможность быстрого перевода энергосредства на реверс для работы с уборочными машинами;
– за кабиной располагается технологическая площадка для монтажа различного оборудования, в т.ч. гидроманипуляторов, седельного транспортного устройства, емкостей для сельхозматериалов и жидкостей;
– трактор имеет достаточное количество гидровыводов для обеспечения приводов агрегатируемого с ним оборудования;
– для рациональной, экономически выгодной эксплуатации трактора предусмотрен большой диапазон скоростей, в том числе «ползучих» через ходоуменьшитель; необходимость в таких скоростях требуется в овощеводстве;
– переключение передач осуществляется без разрыва потока мощности при движении трактора под нагрузкой;
– энергосредство имеет минимальную эксплуатационную массу с целью обеспечения удельного давления на почву в пределах 0,8…1,1 кг/см2, не более;
– предусмотрена возможность сдваивания передних и задних колес, в том числе с пропуском рядка культурных растений между узкими колесами каждого борта с целью обеспечения требуемого удельного давления на почву;
– конструкция ходовой системы имеет различные схемы поворота (управление только передними колесами, передними и задними – в разные стороны, передними и задними – в одну сторону «краб»), что обеспечивает движение колес след в след на поворотах и в четыре следа при прямолинейном движении;
– обеспечивается агрегатирование сельскохозяйственных машин из шлейфов тракторов класса 1,4 и 3;
– возможна передача через ВОМ трактора до 90 % мощности двигателя;
– создание различных модификаций (высококлиренсной, лесной, промышленной), в том числе и на гусеничном ходу.
В Российской Федерации налажен выпуск колесных тракторов общего назначения. В первую очередь, это производство машин на Петербургском тракторном заводе и заводе Ростсельмаш. В то же время в отечественном сельхозмашиностроении полностью отсутствует производство колесных универсально-пропашных тракторов, необходимых при возделывании пропашных и овощных культур.
Ниша выпуска универсально-пропашных колесных тракторов класса 2 может составить только для внутреннего рынка порядка 60 тысяч тракторов в год.
А.Г. Пономарев,
руководитель лаборатории ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва