Рынок растительного масла в России развивается стабильно. Отечественные предприятия занимают одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе страны, а спрос на масла полностью удовлетворяется. Активное насыщение рынка повышает уровень продуктовой безопасности и стабилизирует цены на продукты питания. Основная доля приходится на подсолнечное масло – порядка 80%. На втором и третьем месте находятся соевое и рапсовое масла соответственно.
В целом, по итогам I квартала 2022 г. в России производство нерафинированного растительного масла (подсолнечное, соевое, рапсовое, льняное, горчичное и др.) увеличилось на 4% – с 1,9 млн тонн (январь – март 2021 г.) до 1,98 млн тонн. Выпуск рафинированного продукта прибавил за год 15% – с 571 тыс. тонн до 659 тыс. тонн.
Подсолнечное масло
Подсолнечное масло является традиционным для российского потребителя и крайне востребованным в пищевой промышленности.
По данным аналитиков OleoScope со ссылкой на Росстат, производство подсолнечного масла в стране за I квартал выросло: отмечается восходящая динамика выпуска рафинированного продукта – до 601 тыс. тонн (+17% к январю-марту 2021 г.) – и нисходящая по нерафинированному маслу – до 1,56 млн тонн (-3%). Суммарный рост по данной категории продукции за год составил 7% (2,21 млн тонн подсолнечного масла против 2,075 млн тонн годом ранее).
Увеличению выпуска способствует значительный прирост урожая подсолнечника в прошлом году, повышенный интерес к российской продукции со стороны основных стран-покупателей Турции и Ирана, а также высокая доля самообеспеченности продуктом, позволяющая продавать масло за рубеж.
По мнению аналитиков Sberbank CIB Investment Research, производство подсолнечного масла к концу 2025 г. увеличится до 8 млн тонн в год. При этом 80% прироста производства может быть направлено на повышение экспорта, 14% – на рост внутреннего потребления, 6% уйдет в наращивание переходящих запасов.
Соевое масло
Структура российского рынка соевого масла достаточно постоянна. Как и ранее, так и в настоящее время ключевым продуктом ассортиментной группы остается нерафинированное масло.
По размерам посевной площади и валовому сбору соя уверенно занимает второе место среди всех масличных культур, уступая только традиционному для нашей страны – подсолнечнику.
По данным Росстата, объемы производства нерафинированного соевого масла в I квартале составили 192 тыс. тонн — на 6% больше прошлогоднего показателя в январе-марте. Оценка выпуска рафинированного продукта составляет 15 тыс. тонн (-56%).
В целом за январь-март было произведено 207 тыс. тонн соевого масла, что на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рапсовое масло
С каждым годом растет экспорт из России рапсового масла. Кроме того, одним из ключевых трендов для данного продукта в 2022 г. является увеличение стоимостного объема рынка.
Так, эксперты Росстата сообщают, что за первые три месяца текущего года производство нерафинированного рапсового масла увеличилось на 44% к январю-марту 2021 г. – со 145 тыс. тонн до 209 тыс. тонн. Изготовление рафинированного масла снизилось на 13% – с 14 тыс. тонн до 12 тыс. тонн.
Дальнейшему росту производства рапсового масла будет способствовать его экспортный потенциал — высокая востребованность на рынках Европы и Азии, где оно популярно не только как пищевой ингредиент, но и как сырье для биотоплива.
Льняное масло
На российском рынке льняного масла сформировалась экспортоориентированная модель, более половины всего произведенного объема отправляется за границу.
По информации аналитиков Tebiz Group, в структуре рынка в 2021 г. внутреннее производство продукта превышало объем импортных поставок в 121 раз, а сальдо торгового баланса было положительное и составляло 26,8 тыс. тонн. Большую часть продукции российских экспортеров покупает Китай – примерно половину.
Что касается объемов производства, то в 2022 г. они снизились по нерафинированной продукции – с 11 тыс. тонн (январь-март 2021 г.) до 10 тыс. тонн. По рафинированному льняному маслу показатели пока не высоки, но в I квартале все же отмечается прирост на 15% – с 0,056 тыс. тонн до 0,065 тыс. тонн.
Горчичное масло
Сырье для российского горчичного масла имеет преимущественно отечественное происхождение. Посевные площади под культурой в стране растут, аналогичная ситуация с урожайностью. Все это, в совокупности с увеличивающимся спросом, положительно сказывается на объемах производства горчицы и продуктов переработки.
Экспорт относительно невелик. Это свидетельствует о том, что производство в основном ориентировано на внутренний рынок.
Так, по оценкам Росстата за 2022 г. показатели выпуска нерафинированного горчичного масла выросли по сравнению с I кварталом 2021 г. – с 1,67 тыс. тонн до 1,79 тыс. тонн. Динамику производства рафинированного продукта специалисты ведомства не обнародовали.
Источник: Oleoscope