В сентябре текущего года Росстат зафиксировал существенное снижение объемов отгрузок из аграрных хозяйств масличных культур. Как следует из статистических сводок, в России реализовано 1,118 млн тонн масличных культур (на 34,8 % меньше, чем год назад), в том числе 564,4 тыс. тонн подсолнечника (на 36,3 % меньше). За девять месяцев реализация соответственно составила 5,43 млн тонн (на 30,6 % меньше) и 3,014 млн тонн (на 34,6 % меньше). С чем связано столь резкое сокращение объемов поставок масличных культур в сравнении с прошлым сезоном? Может ли нехватка сырья на рынке обернуться дефицитом подсолнечного масла и очередным витком роста цен на него? Об этом – в комментариях экспертов, с которыми побеседовал корреспондент журнала “Актуальные агросистемы”
Придерживание урожая на старте сезона – традиционная тактика для аграриев, и, разумеется, они хотят получить высокий доход с более отдаленной по срокам реализации, считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. На ситуацию сокращения поставок повлияло и то, что этом году уборка подсолнечника практически во всех российских регионах сдвинута по срокам, она началась позднее, чем в прошлом году. Введение с 1 сентября плавающей пошлины на экспорт подсолнечного масла, по мнению Д. Рылько, на сокращение поставок сырья большого влияния не оказало. Внутренние цены на подсолнечник остаются рекордными, несмотря на действие пошлины.
– Аграрии предпочитают пока что сидеть что называется в товаре, и не спешат менять его на деньги, но придерживать большие объемы урожая в ожидании лучшей цены сейчас особого смысла нет, – сообщил Д. Рылько. – Внутренние оптовые цены на подсолнечник высокие, однако в долгосрочной перспективе рассчитывать на то, что они вырастут еще больше, довольно рискованно. В дальнейшем, если удастся реализовать подсолнечник по более высоким ценам, солидной прибавки ожидать не стоит, потому что полной и своевременной компенсации потерь, которые аграрии несут в условиях действия плавающей пошлины на подсолнечное масло, они от государства получить не смогут. Передержка чревата потерями, на рынке одномоментно могут появиться большие партии подсолнечника, и это непременно скажется на ценах. С началом октября ситуация выправляется, но баланс спроса и предложения пока что далек от идеала. Мировой рынок в последние дни показывает тенденцию к снижению цен на масла, но, главное, пошлина может забирать львиную долю прибавки.
Жесткую оценку ситуации, создавшейся на рынке масличного сырья, дал исполнительный директор Масложирового Союза России Михаил Мальцев.
– Аграрии искусственно создают дефицит сырья и выпускают на рынок лишь небольшие партии в целях спекулятивного накручивания цены, – поделился своим мнением М. Мальцев. – Данная тактика крестьян в итоге окажется втройне им не выгодной. При сохранении текущей политики продаж сельхозпроизводителями объем производства подсолнечного масла с сентября по ноябрь будет на аномально низком уровне. То же самое происходит и на Украине. Низкое предложение подсолнечного масла со стороны России и Украины уже привело к спекулятивному росту цен в черноморском бассейне.
Отвечая на вопрос, удалось ли с введением плавающей пошлины на подсолнечное масло достичь баланса интересов всех участников рынка – сельхозпроизводителей, переработчиков, компаний-экспортеров, М. Мальцев отметил, что наличие и действие пошлины, по оценке Масложирового союза, никак не влияет на объемы экспорта масла. Это лишь одна из статей расходов, которая учитывается при определении цены контракта и закладывается во все коммерческие стратегии экспортеров. В новом сезоне закупочные цены на подсолнечник формируются с учетом экспортной пошлины на масло, и они значительно ниже мировых цен. В данном случае механизм демпфера работает, считает М. Мальцев, и фундаментально баланс интересов всех участников рынка соблюден, но на рынке наблюдается недобросовестное поведение со стороны сельхозпроизводителей, которые пытаются манипулировать рынком, спекулируя на стоимости сырья.
– В результате аграрии получат обратный эффект, – прогнозирует М. Мальцев. – Во-первых, за период декабрь 2021-август 2022 г. существующие мощности, даже работая на полную, просто не смогут переработать весь объем оставшихся масличных, и рынок «продавца» масличных превратится в рынок «покупателя» масличных, и впервые за многие годы у переработчиков снизится внутренняя конкуренция за сырье. Во-вторых, резко возросшее предложение масла на экспорт также резко снизит экспортные цены на него и спекулятивный пузырь лопнет. В-третьих, если Минсельхоз в ответ на рост внутренних цен на масло понизит уровень отсечения экспортной пошлины, то это еще больше снизит закупочные цены на семечку. В итоге сельхозпроизводители вместо комфортных для них и переработчика в текущих условиях 35 тыс. руб. за тонну будут вынуждены продавать по цене ниже 25 тыс. руб.
Иные причины, снизившие динамику и вызвавшие неопределенность на рынке масличных, назвал руководитель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Александр Родин.
– Российские фермеры так же как и фермеры других стран с началом сезона не спешат с продажей урожая, – сказал А. Родин. – Это десятилетиями устоявшаяся практика: часть урожая продается в первой половине сезона, чтобы покрыть долги перед банками и текущие производственные расходы, а часть – во второй половине, чтобы получить более высокую прибыль. В среднем получается взвешенная, сбалансированная цена на урожай. Но сейчас крестьяне не спешат с продукцией на рынок, потому что не видят справедливой цены. Урожай будут придерживать до последнего. Усилия Минсельхоза и правительства по регулированию аграрного рынка должны быть сосредоточены не только на формировании экспортных пошлин, но и на том, чтобы доходы, от них оперативно направлялись аграриям на компенсацию потерь, связанных с удорожанием энергоресурсов, удобрений и других средств для агропроизводства. На 1 га при озимом севе нужно внести порядка 100 кг аммофоса, а удорожание удобрения произошло с 30 тыс. рублей до почти 60 тыс. рублей! Кто будет компенсировать аграриям эти дополнительные расходы? Необходимо перенести усилия на гибкое стимулирование аграрного производства прежде всего экономическими мерами.
Снижением запасов подсолнечника на маслозаводах озаботились и в Минсельхозе, где проблема обсуждалась на специальном совещании. Как было заявлено по его итогам, Минсельхоз готов пересмотреть параметры экспортной пошлины на подсолнечное масло, если цены вновь поползут вверх. Правительством рассматриваются также и другие меры по сдерживанию цен в рамках подсолнечного демпфера. Минэкономразвития поддержало предложение Минсельхоза при расчете ставки экспортной пошлины на подсолнечное масло определять индикативную цену на него на основе информации Национальной товарной биржи. В настоящее время для определения индикативных цен используются данные, публикуемые АО «Рефинитив СА» (Refinitiv SA) по подсолнечному маслу (котировка Sunflower Oil NWE Ex-Tank 6 Ports Position 1) в долларах за 1 тонну – прим. ред.). Однако, по оценке исполнительного директора Масложирового союза России М. Мальцева, говорить об использовании данного механизма для расчета экспортной пошлины пока что преждевременно, так как еще нет нормативного документа, обязывающего регистрировать такие сделки, и соответственно не наработана необходимая статистика.
Пока что переработчики вынуждены пребывать в ситуации неопределенности и предупреждают аграриев о том, что их выжидательная стратегия может привести к обратному эффекту – к обвалу цен на сырье.
Напомним, что с 1 сентября в России действует демпфер при экспорте подсолнечного масла. Механизм демпфера предусматривает плавающую вывозную 70 %-ную пошлину, которая взимается с разницы между базовой ценой ($1 тыс. за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50 за 1 тонну).
Владимир Львов