10 сентября исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев выступил модератором стратегической сессии «Экспорт российской масложировой продукции в Индию и Китай: стратегия успеха».
Открывая мероприятие, Михаил Мальцев отметил, что разработка Концепции продвижения российской масложировой продукции на зарубежных рынках – это первый и во многом уникальный опыт взаимодействия Минсельхоза России и бизнеса. Благодаря глубокому погружению членов отраслевого союза на каждом этапе разработки стратегии Агроэкспорту удалось обеспечить учет всех корректировок и замечаний, поступающих от представителей компаний-экспортеров.
Глава Масложирового союза также акцентировал внимание на том, что масложировая отрасль впервые за долгие годы ощутила на себе беспрецедентные меры государственной поддержки, направленные как на переработчиков, так и на производителей масличных культур.
«При этом ключевым фактором, сдерживающим производство, является сырьевая база. Мы очень надеемся на то, что Минсельхоз предпримет конкретные шаги для того, чтобы все выращенное масличное сырье могло перерабатываться внутри страны, а на экспорт мы вывозили уже продукты переработки. Текущая конъюнктура говорит о том, что это никак не заденет сельхозпроизводителей, которые в настоящий момент получают серьезную прибыль за счет высокого спроса и рекордных цен на сырье», – добавил Михаил Мальцев.
Заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин рассказал, что основные перспективы роста экспорта масложировой продукции связаны с рынками Индии и Китая. Сегодня в структуре экспорта большую часть занимает подсолнечное масло – продукт, который в будущем сможет вытеснить привычные для китайского и индийского потребителя соевое и пальмовое масла.
«По нашим оценкам, в ближайшие годы Китай активнее всего будет наращивать импорт именно подсолнечного масла. Ожидаем среднегодовой рост на уровне 5,4-5,5%. Объем импорта к 2024 году вырастет на 30%. При этом Индия будет увеличивать импорт подсолнечного масла даже быстрее, чем Китай: среднегодовой прирост мы ожидаем на уровне более 7%, – подчеркнул Сергей Левин. – В этих странах наблюдается отчетливая тенденция к увеличению потребления подсолнечного масла, вызванная изменениями потребительских предпочтений».
Руководитель ФГБУ «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов отметил, что для достижения показателей федерального проекта «Экспорт продукции АПК» по масложировой продукции важно серьезно подходить к продвижению на внешних рынках, в том числе Индии и Китая. Для разработки концепции продвижения российской масложировой продукции были выбраны три категории продуктов: подсолнечное масло, подсолнечный шрот и рапсовое масло.
«Главный принцип при построении модели освоения новых рынков заключается в том, что наше планирование должно быть долгосрочным. В ходе работы мы подробно остановились на изучении специфики рынка Китая и Индии, построили прогнозы развития основных сегментов, оценили факторы, необходимые для успешной работы, сделали глубокий анализ маржинальности наших иностранных конкурентов по всей цепи добавленной стоимости: от производителя до конкретного потребителя», – сообщил Дмитрий Краснов.
На основании этих данных были построены модели присутствия продукции на зарубежных рынках: упор сделан на позиционирование российского продукта с учетом особенностей восприятия и предпочтений.
В ходе мероприятия были выделены ключевые факторы успеха при выходе на масложировой рынок Индии и Китая. Среди них: долгосрочное экспортное планирование, адаптация продукта, построение конкурентоспособной логистики, государственная поддержка, а также объединение и кооперация экспортеров.
«Прогнозный объем экспорта подсолнечного масла к 2024 году на рынок Китая может составить 0,7 млн тонн, на рынок Индии – 1,1 млн тонн. Задача, которую мы решаем, разрабатывая концепции, это построение эффективной модели, которая должна принести успех как компаниям, так и стране в целом», – добавил Дмитрий Краснов.
В онлайн мероприятии приняли участие более 200 человек – это руководители масложировых предприятий, банковской сферы, представители региональных органов управления АПК и другие.