Минпромторг готовится к повторному рассмотрению вопроса о введении квот на импорт средств защиты растений (СЗР) на подкомиссии минэкономразвития, сообщает “РГ”, ссылаясь на информацию, полученную в ведомстве.
Квоты могут ввести с начала 2024 года до конца сезона (30 июня), рассказали участники рынка. Отечественные производители заверяют, что готовы с лихвой закрыть недоввезенный объем.
По данным “РГ”, параметры квоты уже утверждены – разрешено будет ввезти 15 тыс. тонн основных групп пестицидов. Но пока еще идет обсуждение даты введения квоты: если раньше речь шла о промежутке с 1 октября 2023 года по 30 апреля 2024 года, сейчас сроки сдвигаются на 1 января-30 июня 2024 года.
Замдиректора Российского союза производителей химических средств защиты растений Виктор Григорьев говорит, что 15 тыс. тонн на полгода – это всего лишь вдвое меньше, чем ввозилось в Россию без квот. Потребляется в стране около 220 тыс. тонн, а доля импорта составляет не более 30%. При этом эксперт убежден, что отечественные производители готовы хоть сейчас полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка: мощности рассчитаны на производство 380 тыс. тонн СЗР. Квоты позволят загрузить пустующие мощности, стимулировать к открытию новых производств, локализации производств действующих веществ и увеличению экспорта российских СЗР.
Но не все разделяют такой оптимизм. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин говорит, что не понимает мотивы квотирования импорта СЗР. “Если в случае семян речь идет фактически о создании новой, инвестиционно емкой отрасли, то в случае производства СЗР не заявлено ни одного нового инвестпроекта. Как нет и настоящего импортозамещения. Практически все действующие вещества производятся за рубежом. Российские производители просто миксуют импортные исходные действующие вещества и продают результат как отечественный продукт. У них это неплохо получается и без ограничения конкуренции их доля на рынке устойчиво растет, как и прибыль, которую они активно вкладывают не в импортозамещение, а в скупку непрофильных для них активов, тех же земель сельхозназначения”, – комментирует Зернин. По его мнению, крайним в этой ситуации окажется сельхозпроизводитель, у которого себестоимость производства будет и дальше расти.