Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) при участии Streda Consulting и медиаплатформы Milknews опубликовал рейтинг ТОП-100 крупнейших переработчиков молока в России по итогам 2024 года. В исследование вошли 100 компаний, суммарно обеспечивших существенную долю переработки молока в стране. Рейтинг был презентован в ходе “Молочных сессий” 18 июля. Он отражает текущую структуру отрасли: усиливающуюся консолидацию и рост производительности.
Лидеры рейтинга (ТОП-20 — первые 20 позиций)
PepsiCo (Вимм‑Билль‑Данн) – 152 млрд рублей
Health & Nutrition – 141,8 млрд рублей
Hochland Russland – 54 млрд рублей
КОМОС ГРУПП – 53,7 млрд рублей
ГК “Ренна” – 51,3 млрд рублей
ГК “Молвест” – 49,6 млрд рублей
ЮКМП – 44,3 млрд рублей
ГК “Фудлэнд” – 38,8 млрд рублей
Ehrmann – 33,9 млрд рублей
Lactalis Group – 30,5 млрд рублей
ГК “ЭкоНива” – 28,4 млрд рублей
ГК “Айсберри” – 26,6 млрд рублей
АМП “Дамол” – 26 млрд рублей
ГК “Экомилк” – 23,2 млрд рублей
ГК “Ростагрокомплекс” – 22,3 млрд рублей
ГК “Российское молоко” – 22,2 млрд рублей
ГК “Русское молоко” – 21,1 млрд рублей
Арнест ЮниРусь (Инмарко) – 19,5 млрд рублей
Ровеньки-Маслосырзавод – 17,6 млрд рублей
MLK Group – 16,8 млрд рублей.
В отличие от рейтингов переработчиков предыдущих лет в ТОП-100 были включены производители мороженого и не включены производители детского питания – Nutricia, Nestle, “Инфаприм”, “Прогресс”. Трейдеры и дистрибуторы молочной продукции были включены в рейтинг только в части производственных подразделений (“Далимо”, “Славяна”, “Нева-Милк”, ПиР, “Продинвест”, “Канталь”, “Спектр”, “Союз”, “Империал”, “Нелт-Ритейл”, “Натура про”, “Маркет-Лайн”, “Унивита”, “Продхолдинг” и т.д.). Не вошли в рейтинг ГК “Столица молока” и “Плавыч”.
В рейтинге отражена высокая консолидация отрасли. ТОП-100 игроков, вошедших в рейтинг, занимает 72% перерабатывающего рынка (1,545 млрд рублей) в то время, как ТОП-200 занимает всего 85% (1,81 млрд рублей).
“Все больше и больше компаний растут двузначными темпами. Это говорит о том, что рынок структурируется и у игроков появляются отработанные и эффективно работающие бизнес-модели”, – отмечает генеральный директор Stress Consulting Алексей Груздев. По его словам, быстрее рынка растут те компании, которым удалось стать лидерами в своих сегментах за счет того, что им удалось сформировать эффективную бизнес-модель. В частности, компания “Эконива” на протяжении пяти лет демонстрирует 60-процентные темпы роста.
Артём Белов, генеральный директор Союзмолоко также отметил, что консолидация в молочной отрасли усиливается, но это не мешает региональным игрокам демонстрировать впечатляющую динамику.
“Особенно заметна трансформация спроса — потребители все чаще выбирают современные форматы продукции и сыры. Это создает новые возможности для переработчиков, способных быстро адаптироваться к меняющимся предпочтениям. Ключевая задача сейчас — сохранить эту положительную динамику, одновременно наращивая присутствие на новых рынках и обеспечивая растущее потребление внутри страны. Отрасль доказала свою устойчивость, и теперь важно использовать этот потенциал для дальнейшего развития”.
Рейтинг составлен на основе данных компаний, открытых источников и отраслевого мониторинга Союзмолоко совместно со Streda Consulting и медиаплатформой Milknews.