Руководители Национального союза свиноводов, Национального союза птицеводов и Национальной мясной ассоциации выступили против планов правительства ввести дополнительную отчетность для предприятий о выбросах парниковых газов, осуществляемых в животноводстве и в других отраслях АПК.
Согласно письму, направленному в правительственные структуры руководителями союзов и ассоциации (с копией письма был ознакомлен «Интерфакс»), разработанный Минэкономразвития проект постановления правительства “О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 года № 707” дополняет форму отчета о выбросах парниковых газов разделом 13 – о выбросах таких газов в сфере сельского хозяйства.
Авторы письма напоминают, что сейчас действующие постановления правительства не обязывают сельское хозяйство предоставлять такую отчетность.
Как считают авторы письма, введение в отношении сельского хозяйства обязательной отчетности в этой сфере является необоснованным, избыточным и дублирующим. “Эта отчетность не несет никакой смысловой нагрузки, неинформативна и бесполезна с точки зрения углеродного регулирования”, – говорится в письме. Его авторы сообщают, что содержанием животных в стране занимаются десятки тысяч сельхозорганизаций и индивидуальных предпринимателей, а также миллионы хозяйств населения. Так, по данным Росстата, в 2022 году около 38% поголовья крупного рогатого скота находилось в хозяйствах населения. Отчетность смогут представить крупные компании, для которых ее формирование станет дополнительным бременем, увеличивающим административную нагрузку и себестоимость продукции, полагают отраслевые ассоциации.
При этом личные подсобные хозяйства, число которых только по содержанию крупного рогатого скота превышает 1,2 млн, в поле зрения не попадут. “В итоге собранные данные никак не смогут считаться репрезентативными и ни для чего не смогут использоваться”, – говорится в письме.
Еще один аргумент против введения дополнительной отчетности – опыт ведущих европейских стран. “Ни в Европейском союзе, ни в других странах-лидерах климатической повестки обязательные механизмы по сокращению выбросов CO2 не распространяются на сельское хозяйство в связи с низким потенциалом снижения выбросов парниковых газов в этой отрасли, – говорится в письме. – Не стоит забывать и про огромную социальную роль сельского хозяйства. Тезис в пояснительной записке к проекту постановления о том, что наравне с выбросами парниковых газов в промышленных отраслях парниковые газы от животноводства и растениеводства оказывают существенный вклад в совокупные выбросы парниковых газов, не обоснован и не выдерживает никакой критики”, – говорится в письме.
Авторы письма считают, что российское сельское хозяйство следует исключить из проекта формы отчета о выбросах парниковых газов.
Как прокомментировал это обращение первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов (его слова передала пресс-служба ведомства), при доработке проекта постановления правительства будет учтен тот факт, что сельское хозяйство (с учетом лесного) не только выбрасывает, но и поглощает парниковые газы.
По его словам, углеродная отчетность компаний дает возможность оценить, как Россия движется к углеродной нейтральности и декарбонизации действующих производств. “С учетом этой цели в рамках сбора отчетности о выбросах важно учесть как можно большее количество эмитентов, поскольку декарбонизация экономики без участия бизнеса разного уровня невозможна”, – сказал он.
Торосов напомнил, что в 2023 году крупные промышленные предприятия, которые выбрасывают парниковых газов 150 тыс. тонн эквивалента СО2 в год и более, уже начали предоставлять обязательную отчетность. С 2025 года отчет должны сдавать и средние предприятия, работающие в углеродоемких отраслях экономики, с выбросами более 50 тыс. тонн эквивалента СО2 в год. “Это поэтапное расширение государственной системы учета выбросов, которое было заложено действующим с 2021 года законом об ограничении выбросов парниковых газов. В конечном счете, отчетность компаний синхронизируется с данными Национального кадастра парниковых газов, таким образом обеспечивается достоверность данных”, – пояснил первый замминистра.