Эксперты зернового рынка к концу текущего сельхозгода (заканчивается 30 июня 2023 года) уже более четко определились со своими оценками экспорта, разброс в них небольшой. По их мнению, в этом сельхозгоду экспорт может составить от 56 млн до 58,5 млн тонн, в том числе от 46 млн до 48 млн тонн пшеницы.
“Исходя из текущей динамики отгрузок, можно говорить о том, что экспорт зерновых и зернобобовых культур в этом сезоне составит 58-58,5 млн тонн, в том числе 47,5-48 млн тонн пшеницы”, – заявил “Интерфаксу” независимый эксперт Александр Корбут.
По его словам, эти показатели не учитывают данные по экспорту муки и других продуктов переработки в пересчете на зерно. “С продуктами переработки может быть плюс еще 1-1,2 млн тонн в пересчете на зерно”, – сказал он.
Корбут не стал прогнозировать экспорт зерна в новом сезоне (начнется 1 июля 2023 года). “Он будет зависеть от того, какой урожай соберем. В оценке сбора пока склоняюсь к верхней планке озвученного ранее прогноза Минсельхоза – 127 млн тонн, – сказал он. – А с учетом того, что переходящие запасы будут порядка 28 млн тонн, то у нас экспортный потенциал будет достаточно хорошим, хотя, конечно, ниже, чем в текущем сезоне”.
По оценке генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, общий экспорт зерна составит 57 млн тонн, в том числе 46 млн тонн пшеницы. “Эта оценка держится давно. Апрель будет неплохим месяцем по отгрузкам, но не таким сильным, как думалось еще пару недель назад, потому что подводит погода в портах”, – сказал он.
В то же время ИКАР снизил оценку экспорта ячменя – до 5 млн тонн с 5,5 млн тонн, которые прогнозировались ранее. “Возможно, и этот прогноз будет понижен”, – не исключает Рылько.
Заместитель генерального директора “Объединенной зерновой компании” (ОЗК) Ксения Боломатова прогнозирует экспорт зерна в 56-57 млн тонн. Ее оценку приводит центр “Агроэкспорт” при Минсельхозе.
“Что касается нас, как экспортеров, то мы традиционно входим в пятерку лидеров”, – отметила она.
По ее словам, в связи с этим для компании критически важно создание собственного флота. “Если мы говорим, что являемся товаропроводящим логистическим оператором, то должны гарантировать доставку до конечного потребителя, – заявила Боломатова. – Если раньше мы работали от поля до борта судна, то теперь с учетом ограничений, с которыми столкнулись, мы поняли, что Россия, являясь крупнейшим экспортером пшеницы, обязана иметь собственный флот”.
Сейчас ОЗК совместно с Минпромторгом и Минсельхозом разрабатывает программу строительства балкеров. При участии крупнейших экспортеров и верфей подготовлено техническое задание. На его основе “Росагролизинг” заказал работы по проектированию. “Рассчитываем, что в течение восьми месяцев будет разработан проект, по итогам которого у верфей появится возможность оценить стоимость строительства. Следующий этап – определение механизмов финансирования и мер государственной поддержки проекта”, – сообщила она.
Потребность ОЗК составляет 19 балкеров. “Перейти на стопроцентную самообеспеченность задача не стоит, у нас есть много дружественных судовладельцев, которые прекрасно управляют своим флотом. Речь, скорее, идет о диверсификации рисков”, – пояснила Боломатова.
РФ в 2021/2022 сельхозгоду экспортировала 38,1 млн тонн зерна, в том числе 30,7 млн тонн пшеницы.