Вопрос с прокачкой российского аммиака по аммиакопроводу «Тольятти-Одесса» остается пока что нерешенным, несмотря на достигнутые договоренности в рамках перезаключения зерновой сделки в ноябре 2022 г. Несмотря на заверения руководителей ООН в декабре минувшего года о том, что стороны близки к договоренности о разблокировке экспорта российского аммиака по трубопроводу, «движений никаких нет», как отмечал ранее совладелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин.
Возобновление транспортировки российского аммиака предусматривалось меморандумом, заключенным между Турцией, Украиной, Россией и ООН. «В этом меморандуме был пункт о том, что <…> труба, которая исторически связывает Тольятти и Одессу, будет разблокирована», — указывал Мазепин, однако договоренности со стороны Украины и ООН не выполняются.
Это в частности послужило причиной того, что «Уралхим» активизировал работу по формированию альтернативного маршрута доставки аммиака на мировой рынок. В ноябре в ходе встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным Дмитрий Мазепин сообщил, что «Уралхим» к концу 2023 года планирует запустить первый в РФ терминал по перевалке аммиака в порту г. Тамань Краснодарского края. По словам Мазепина, объем инвестиций в новый проект составит 50 млрд рублей.
Возобновлению экспорта аммиака по трубопроводу «Тольятти-Одесса» препятствуют политические причины, никаких технических сложностей для восстановления транспортировки аммиака по трубопроводу нет, считают эксперты.
С 1979 г. экспорт аммиака по трубопроводу приостанавливался лишь дважды, на короткий срок в 2012 г. и в 2016 г., и в обоих случаях из-за разногласий с украинской стороной по тарифам за услуги по транзиту аммиака по территории Украины (по различным оценкам, Украина ежегодно получала за транзит аммиака до 100 млн долларов США).
Блокирование экспорта российского аммиака по трубопроводу может негативно отразиться на отраслях растениеводства во всем мире. Ситуация с падением урожайности из-за дефицита прежде всего азотных удобрений может усугубиться.
Несмотря на падение цен на газ и незначительный рост объемов производства азотных удобрений в Европе, для аграриев ряда стран Евросоюза к весне 2023 г. существует риск недопоставки требуемого объема удобрений. Международная трейдинговая компания Trammo в начале января сообщила, что намерена усилить внимание к европейскому рынку и отдать приоритет поставкам удобрений и другой агрохимической продукции из Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана через мультимодальный терминал Trammo в Батуми (грузинский порт на Черном море – ред.)), «который открыл новый логистический коридор для транзита готовых удобрений и другой продукции судами, баржами и железнодорожными вагонами из Центральной Азии на Запад».
Об аммиакопроводе «Тольятти-Одесса»
Строительство аммиакопровода «Тольятти-Горловка
Григорьевский лиман (Одесса)» было начато в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1975 года за N2 513. Через 4 месяца после принятия постановления, 16 октября 1975 года, был заключен контракт на комплектную поставку оборудования трубопроводов и материалов с зарубежными компаниями «Оксидентал Петролиум Корпорейшен» (США) и «Антер.епоз» ( Франция).
Трасса аммиакопровода «Тольятти — Одесса» идет с северо-востока на юго-запад по территории Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской, Луганской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей. Общая протяженность — 2417 км (1396 км – на территории России, 1021 км – на Украине).
Первая очередь аммиакопровода была введена в строй в октябре 1979 года. В 1981 году строительство аммиакопровода было полностью закончено. Трубы для него были изготовлены по спецзаказу во Франции.
Транспортируемый аммиак находится в виде жидкости с температурой +4 °C и давлением 35 атм. Толщина трубы — 7,92 мм. Для повышения безопасности участки аммиакопровода, расположенные под железной дорогой и автомагистралями, дополнительно снабжены специальным стальным покрытием.