Наибольшее удорожание за текущий год в традиционном наборе продуктов для новогоднего стола продемонстрировали… маринованные огурцы. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные ресурсом «Чек Индекс». Средний чек на указанную популярную позицию составил 136 руб., что на 32 % выше, чем в 2021 году (данные на 15 декабря 2022 г.)
Майонез подорожал за год на 17 %, консервированный зеленый горошек – на 18 %, крабовые палочки – на 10 %.
Второе место в рейтинге удорожания заняла сельдь соленая, которая подросла в цене в сравнении с прошлым годом на 28 %.
В целом с начала года средние траты на набор продуктов для новогоднего стола выросли на 13 %, заключили эксперты по итогам своих подсчетов.
Накануне Нового года стоимость традиционных новогодних салатов – «Оливье» и «Сельдь под шубой» – рассчитал Росстат. За год – с ноября 2021 по ноябрь 2022 – стоимость ингредиентов, необходимых для приготовления этих салатов, выросла в среднем по стране на 8,53 % для «Оливье» и на 5,52 % для «Сельди под шубой».
А вот овощи и куриные яйца, по данным госстатистики, наоборот, подешевели. Больше всего подешевел картофель – на (-)33,26 %, в наименьшей степени – лук – на (-)5,5 %.
В России, как и во всем мире, очень часто для демонстрации динамики реальных доходов населения, различные ресурсы, в основном СМИ, пользуются показателями так называемой «бургерномики», которые являются неофициальным, но наглядным и простым способом определения покупательской способности населения. Например, картину потребления россиянами популярных продуктов для завтрака отражает «Бутербродекс» – «Индекс кофе с бутербродом», разработанный РИА Новости.
Начиная с февраля 2009 г. газетой «Труд» рассчитывается «Индекс оливье», который стал своеобразным российским аналогом «Индекса Биг-Мака» (британский журнал The Economist начал рассчитывать «Индекс Биг-Мака» в 1986 году).
Менее употребителен в мире «Индекс Латте». Он рассчитывается по тому же принципу, что и «Индекс Биг Мака», но в качестве эталонной единицы используется цена порции кофе латте в Starbucks.
В Германии Deutsche Bank разработал и ввел в обиход «Индекс Свиданий». Он включает в себя набор продуктов, товаров и услуг, который является традиционным при заказе ужина на двоих в баре или ресторане с двумя кружками пива. Индекс учитывает также последующий поход в кино и финальную услугу – поездку на такси.