ООО «Полома» (бренд Naala), единственный производитель в России растительного молока на основе горохового протеина, планирует в 2023 году выйти на ближневосточный рынок. Как рассказал генеральный директор компании Элизбар Читава, найден местный партнер, с которым ведутся переговоры о поставках. Первыми экспортными рынками станут ОАЭ и Саудовская Аравия, сообщает пресс-служба ФГБУ «Агроэкспорт». «Отгрузки предполагаем начать в первой половине 2023 года. План по экспорту на год – около 100 тыс. литров горохового молока Naala», – заявил Э. Читава. .
Производство горохового молока Naala было запущено в Краснодарском крае в феврале 2022 года. «Качество продукции и удовлетворенность потребителей – главный приоритет бренда Naala. В качестве производственной площадки мы выбрали ООО «МолПромКубань», мощность которой составляет 7,5 млн литров в месяц, – рассказывает Элизбар. – На текущий момент в линейке Naala представлено три продукта: Naala Оriginal – для добавления в каши и везде, где привычно используется коровье молоко, также Naala Barista, разработанная совместно с профессиональными бариста и отвечающая всем требованиям по сочетанию молока с кофе и образованию пенки. А любители здорового образа жизни могут пробовать Naala Zero Sugar, в составе которой совсем нет сахара».
Реализация проекта осуществлялась в том числе с расчетом на экспорт. «Мы понимали, что первый рынок будет российским, и молоко Naala в первую очередь попробует российский потребитель. В то же время гороховое молоко – достаточно универсальный продукт, а стерилизация продукта и качественная асептическая упаковка обеспечивают длительный срок хранения, что открывает перед нами границы на самые разные зарубежные рынки», – поясняет генеральный директор компании.
В 2020 году глобальный спрос на растительное молоко оценивался на уровне 1,8 млрд литров, и среднегодовой рост категории составлял 11% за счет рыночного проникновения и, как следствие, переключения потребителей с коровьего молока на растительное, делится Элизбар. Лидером в сегменте альтернатив молока является Китай с объемом розничных продаж около 8 млрд долл. в 2019 году. За пределами Китая крупнейший рынок сбыта – США с объемом продаж 2,5 млрд долл., и, хотя продажи соевых напитков продолжали снижаться, спрос на другие сорта, такие как миндаль и кешью, продемонстрировали значительный рост. Гороховое молоко также заняло свою нишу и показало высокие результаты. Что касается России, то в 2019 году рынок растительного молока составлял всего 23 млн долл., однако ожидается, что в ближайшие годы страна станет одной из самых динамично развивающихся в данном сегменте.
В то же время ближневосточный рынок пока слабо развит. «Конечно, есть специализированные магазины – в основном, с импортными продуктами, однако широкой представленности растительного молока на полках ближневосточных стран пока нет», – комментирует основатель бренда Naala. По его словам, сейчас основные потребители растительного молока на Ближнем Востоке – это выходцы из других регионов, которые более склонны употреблять такого рода продукты. Однако можно предположить, что спрос в перспективе будет увеличиваться вслед за мировыми трендами.
Гороховый протеин входит в число наиболее быстрорастущих ингредиентов на мировом рынке и обладает высоким потенциалом благодаря дальнейшему развитию рынка белковых продуктов. В 2021 году в мире произведено 141 тыс. тонн горохового концентрата (содержание белка 50-79%) и 258 тыс. тонн горохового изолята (доля белка 80% и выше). Согласно прогнозам, к 2035 году объем потребления горохового концентрата может вырасти в 2,5 раза и составить 366 тыс. тонн, а горохового изолята – более чем в 3 раза, до 866 тыс. тонн. Ключевыми сегментами-потребителями горохового протеина будут являться мясные и молочные альтернативы, а также корма для животных.
Россия, ежегодно увеличивая посевные площади гороха, на сегодняшний день является вторым производителем и экспортером сушеного гороха в мире. По данным Росстата, в 2021 году в стране выращено 3,2 млн тонн гороха, что на 16% больше показателя предыдущего года. За последние 5 лет урожай агрокультуры вырос на 44%. Значительная часть произведенного гороха в настоящее время идет на экспорт. По данным ФТС, в 2021 году Россия поставила на зарубежные рынки 1,2 млн тонн сушеного гороха на сумму 378 млн долл.