С 20 января 2021 г. маркировка молочной продукции будет осуществляться в добровольном режиме. С 1 июня 2021 г. вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября – молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря – продукции со сроком годности 40 суток и менее.
Вопросы введения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции средствами идентификации обсуждались на проведённом под председательством Министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрием Патрушевым и Министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым в ходе совещания в режиме видеоконференцсвязи с представителями молочной отрасли, производителями упаковки.
Необходимо отметить, что молочная продукция, пожалуй, самая сложная товарная группа, в отношении которой в ближайшее время начнется обязательная маркировка. Поэтому главная задача на ближайшую перспективу – обеспечить безусловную готовность рынка и производителей «первой волны» – сыра и мороженого – и начать маркировку в установленные Правительством сроки. С другой стороны, безусловно, необходимо соблюсти интересы всех сторон и оптимизировать расходы производителей.
Минсельхоз России уделяет особое внимание развитию молочной отрасли. Производители имеют доступ к широкому набору инструментов поддержки, включая субсидии, льготное кредитование, возмещение части капитальных затрат.
Этапность вступления в силу требований по маркировке более чем мягкая и максимально сдвинута вправо. Завершающий этап наступит только через три года – 1 декабря 2023 г. С этой даты начнется обязательная поштучная прослеживаемость каждой единицы продукции. Поштучный учет будет распространяться только на товары со сроком годности более 40 суток. И в этом вопросе Минпромторг России пошел навстречу отрасли и для скоропортящейся продукции оставили в системе маркировки только партионный учет. То есть бизнес имеет все возможности постепенно, в комфортном режиме включаться в проект маркировки.
В рамках добровольного эксперимента по маркировке молочной продукции Минпромторг России предложил производителям несколько вариантов нанесения кодов на товары, в том числе, принципиально новый метод. Предлагается три способа наносить код маркировки. Помимо наклеивания этикеток и печати кодов в момент производства молочной продукции на линии, производитель может заказать в типографии упаковку на свои товары с уже нанесенными кодами маркировки. Типографский способ освобождает предприятия от необходимости покупать полный комплект оборудования для маркировки, и, таким образом, позволяет значительно сократить затраты на оснащение. По оценкам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации порядка 70% производителей в качестве основного метода нанесения кодов маркировки выбирают именно типографский метод.
Сейчас в системе более 8000 участников оборота, в том числе 632 производителя и 173 импортера. Самый оптимальный для многих способ – получение из типографий упаковки с уже нанесенными кодами. Разработан план подготовки типографий, по которому они будут готовы не позднее, чем за 2-3 месяца до начала обязательной маркировки определённого продукта.