По мнению аналитика CRM AgriCommodities, европейский рынок столкнётся с новым для себя явлением – с дефицитом рапса. В Европе прогнозируют ничтожно малый сбор урожая рапса. Мировые поставки сельхозкультуры сократятся, несмотря на рост его урожайности в других странах мира, пишет издание Bloomberg.
Урожайность рапса в Европе снизилась из-за засухи. Она спровоцировала нашествия насекомых-вредителей, которых ЕС запретил травить некогда самым популярным пестицидом. Фермеры ищут новые средства для борьбы с ними, но пока тщетно. Тем временем котировки рапса с 28 февраля по 31 июля выросли на 7,7%.
По оценкам Министерства сельского хозяйства США, производство масличных семян, которые используют в производстве биотоплива и рапсового масла в странах ЕС, упало до 14-летнего минимума. Из-за этого вырастут объемы его импорта из других стран, но из каких, пока большой вопрос. Долгое время главным поставщиком рапса для нужд ЕС была Украина, но в 2020 г. его урожай также сократился из-за отвратительной погоды. Значительных поставок от ведущих экспортеров культуры из Канады и Австралии будет недостаточно для компенсации убытков. Следствием всего перечисленного выше будет сокращение мировых запасов рапса до половины от цифр двухгодичной давности.
В последние годы ЕС стал крупнейшим покупателем рапса в мире из-за высокого спроса на биодизельное топливо и сокращения площади его посевов из-за введения ограничений на неоникотиноиды. Его потребление давно уже превышает внутреннее предложение, что усиливает зависимость от поставок из Украины и других государств. В связи с падением урожая в 2020 году в черноморском регионе у экспортеров из других стран появляются перспективы.
Канада готовится к сбору одного из самых больших урожаев канолы (аналогичная рапсу культура). Год от года страна продаёт все больше и больше европейской биотопливной промышленности. Она ищет новые рынки для компенсации убытков, возникших из-за торговой войны между США и Китаем. Поставки канадской масличной в Китай, который долгое время был основным ее покупателем, сократились до минимума. Согласно данным Канадской комиссии по зерновым, экспорт в Бельгию, Португалию, Францию, Грецию и Германию почти утроился в период с августа 2019 года до конца июня 2020 года. Канадские экспортеры, отправляющие сырье в ЕС на дробление до экспорта нефти, фактически обходят торговую напряженность, считает аналитик Совета по развитию с/х и садоводства Великобритании.
Урожай рапса, собранный в Австралии, также пригодится для нужд ЕС. Как утверждает старший аналитик по зерновым и масличным культурам в Rabobank, он пострадал из-за дождей. Согласно действующим правилам, в европейских странах нельзя использовать в кулинарии канадскую канолу, так как она является генетически модифицированной культурой. Около 80% урожая австралийского рапса является «чистым» от ГМО: Австралия может экспортировать в Европы намного больше, чем Канада.
Часть европейских фермеров не теряет надежду на сбор хорошего урожая рапса в будущем. Они ищут новые эффективные средства борьбы с вредителями. Другая же часть постепенно отказывается от его выращивания, предпочитая засеивать некогда рапсовые поля горохом и другими зернобобовыми. Они не верят в то, что ситуация изменится: рапс для них стал опасной культурой, от которой лучше вовремя отказаться, чем впоследствии нести колоссальные убытки.
О нарастании дефицита рапса говорит реакция мирового срочного рынка. Рапс котируется на международной бирже ICE. Не смотря на проблемы с пандемией коронавируса, в результате которых многие сельскохозяйственные культуры просели, рапс в течение марта-июля этого года рос почти беспрерывно. Особенно значительный рывок вверх рапс сделал в июле, когда уже точно был подсчитан урожай рапса в Европе. Он оказался похудевшим по сравнению с прошлыми периодами.
Тем временем с 28 февраля по 31 июля рапс вырос с 456,3 до 491,5 канадского доллара за тонну или на 7,7%.